Плавучий вьетнамец // Зеленодольские сторожевики возьмут курс на Хошимин
21 октября 2005 года

Вчера информацию о завершении предпродажной подготовки двух недостроенных российских фрегатов для Военно-морских сил Вьетнама подтвердил „Ъ“ высокопоставленный источник в банке «Ак барс», который участвует в переговорах. По его словам, параметры контракта обсуждались на встрече премьер-министра республики Рустама Минниханова с начальником штаба ВМС Вьетнама капитаном первого ранга Фам Нгог Минема, которая состоялась 5 октября в Казани. По мнению источника, конкретные договоренности об их продаже могут быть достигнуты к концу года или к весне следующего года. К этому моменту власти страны должны утвердить военный бюджет и выделить средства на обновление собственного флота.

Справка "Ъ". Сторожевой корабль проекта 11661 «Гепард-3.9» разработан Зеленодольским проектно-конструкторским бюро в начале 80-х годов. Он предназначен для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями и уничтожения воздушных целей. В мирное время корабль предназначен для охраны морских границ и экономической зоны. Полное водоизмещение — 2090 т, скорость полного хода около — 27 узлов, скорость хода под дизелем — 20 узлов. Дальность плавания экономичным ходом – пять тыс. миль. Автономность — 20 суток, экипаж — 103 человека. Может иметь на вооружении два комплекса по четыре пусковых установок противокорабельных крылатых ракет «Уран-Э», три ЗРАК «Пальма», одна 76,2-мм артиллерийская установка АК-176М, радиолокационная станция управления стрельбой артустановки «Ласка», система управления стрельбой «Ракурс».

Головной сторожевой корабль «Гепард» был построен в начале 90-х годов и предлагался на замену ранее строившимся экспортным кораблям проекта 1159 для «друзей СССР». Тогда же была разработана целая гамма экспортных вариантов, основным из которых был упрощенный проект 11661. Экспортная серия из четырех сторожевых кораблей проекта 11661 «Гепард» была заложена на зеленодольском судостроительном заводе в 1992 году. Тогда Россия начала самостоятельно торговать на мировом рынке оружием и в предвкушении крупных контрактов российские власти авансом выдали оборонным заводам заказы на изготовление партии вооружения, которые затем должны были быть проданы на внешнем рынке. Зеленодольский завод построил головной корабль этой серии в рекордно короткие сроки: СКР-200 был спущен на воду в 1993 году. Однако желающих купить СКР-200 не нашлось. Лишь в конце 90-х годов удалось завершить достройку головного СКР-200 в качестве еще более упрощенного варианта корабля для Каспийской флотилии ВМФ РФ. В июле 2002 года СКР-200 под названием «Татарстан» в качестве флагмана был отправлен к месту приписки в Махачкалу. Присутствовавший на торжественной сдаче корабля главком ВМФ Владимир Куроедов сообщил, что зеленодольский завод им. Горького будет назначен головным исполнителем работ по перевооружению Каспийской флотилии. Он пообещал тогда, что ВМФ РФ разместит заказа на строительство новой серии кораблей, но не назвал ни их количества, ни стоимости предстоящих работ.
Позже стало известно, что ВМФ ограничился размещением заказа на достройку еще одного СКР «Гепард», который завод должен сдать в 2007 году. В связи с этим властям Татарстана пришлось самим искать покупателей на оставшиеся два заложенных СКР.
Вчера „Ъ“ стало известно, что «Рособоронэкспорт» (РОЭ) при участии правительства Татарстана уже завершил предконтрактную подготовку не только на продажу Вьетнаму двух ранее заложенных на ЗСЗ малых сторожевых кораблей «Гепард», но и на строительство еще двух аналогичных кораблей на вьетнамской верфи в Хошимине. Информацию об этом подтвердили в РОЭ. По данным „Ъ“, при выборе модификации сторожевого корабля конкуренцию зеленодольскому «Гепарду» составлял экспортный вариант корвета проекта 20382 «Тигр» постройки петербургской «Северной верфи», который сопоставим по размерам с «Гепардом», но превосходит его по вооружению и возможностям. Однако ВМС Вьетнама выбрали «Гепард» как более дешевый: стоимость корвета, который «Северная верфь» достраивает сейчас для ВМФ РФ, оценивается в $110 млн.
По мнению эксперта в области военного кораблестроения Михаила Барабанова, стоимость контракта на достройку двух «Гепардов» без учета опциона составит не более $200 млн. «Многое будет зависеть от комплектации, возможно, проект модернизируют», — предполагает он. В свою очередь заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко заявил „Ъ“, что стоимость всего пакета контрактов по достройке «Гепардов», поставке для них вооружений, вертолетов, а также комплектующих для сборки еще двух кораблей во Вьетнаме составит около $300 млн.

Луиза ИГНАТЬЕВА, Александра ГРИЦКОВА, "Коммерсантъ", Санкт-Петербург